Станет ли цивилизованным
налогообложение
в онлайн‑торговле?
Культовые магазины «Березка», казались советским людям раем на фоне тотального дефицита.
«Появились эти магазины по двум причинам, — рассказывает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. — В хрущевскую оттепель в страну стало приезжать больше иностранцев — дипработников, студентов, технических специалистов, слушателей разных курсов и академий. Убогая советская система потребления не могла удовлетворить их запросы.»
Как правило, потребитель платил двойную-тройную цену товара от стоимости в магазине за рубежом.
С 1960 года мечтой спекулянтов и гнавшихся за импортным дефицитом рядовых покупателей были валютные магазины «Берёзка». Пример буржуйского изобилия разлагающе действовал на мозги, которые никогда не были за границей. В 1988 году «Берёзки» закрылись, но царившие вокруг и возле порядки успешно перекочевали на резко разбухшие вещевые рынки.
Далее следует история 1993 года, год реформ и деноминации рубля, постановление Черномырдина о Лимите для «челноков», постановление «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности».
Знаменитая фраза Виктора Черномырдина «хотели как лучше, а получилось как всегда» — именно о денежной реформе 1993 года. Тогда из обращения убрали советские деньги с изображением «дедушки Ленина» и были введены российские рубли. Во время этого валютного блицкрига сбережения россиян обесценились в четыре раза, доверие к «деревянному» было окончательно подорвано, а на просторах СНГ разрушилось единое рублевое пространство.
Здесь нужно понимать, какое это было время в России. Миллионы граждан потеряли работу и стали заниматься челночным, а затем каталожным бизнесом.
«В России в середине 90‑х годов „челночный бизнес“ на всех его стадиях — от закупки товаров за рубежом до их продажи на вещевых рынках — давал работу для 10 млн человек».
Кризис 1998 г. приостановил на время развитие этого вида бизнеса — возникла более резкая социальная дифференциация (разорившиеся и выстоявшие).
В 2000 г. весь оборот «челночной» отрасли оценивался в 10 млрд долларов — около трети всего российского импорта. Этот оборот сопоставим с объемом реализации таких естественных монополий, как «Газпром» (12,4 млрд долларов) и РАО «ЕЭС» (10 млрд долларов) и больше, чем экспорт таких прибыльных отраслей российской экономики, как алюминиевая, лесная и рыбная, вместе взятых.
По данным «Российской газеты», на октябрь 2004 год челночный бизнес являлся единственным источником дохода для 15 миллионов человек. По другим данным обороты в «челночной» торговле примерно следующие: 2,4 млрд долларов в месяц по Москве (минимальная прибыль 10% от оборота) и 22,5 млрд долларов в месяц по России.
За все годы с начала «челночной» торговли правительство неоднократно пыталось как-то урегулировать данную проблему. В очередной раз такая попытка была предпринята 1 января 2004 года с введением нового Таможенного Кодекса.
«Перемещение товаров через границу физическими лицами для личного пользования» — проблема старая и злободневная. Известно, что действующие в этой сфере таможенные правила позволяют легально уклоняться от уплаты таможенных платежей. Новое положение Таможенного Кодекса гласило, что отныне ввозить товары весом до 50 кг и стоимостью до 1000$ беспошлинно можно будет только при личном присутствии «челнока».
Грузы же тяжелее 50 кг и дороже 1000 долларов будут считаться товарными партиями и облагаться НДС и пошлинами по общим правилам.
Попытки как-то упорядочить «челночную» торговлю связаны прежде всего с тем, что количество людей, занимающихся «челночным» бизнесом непосредственно или его обеспечением в России, достаточно велико. Однако масштаб этого явления трудно оценить, ни одно из официальных ведомств не может назвать хотя бы приблизительные цифры.
С введением нового Таможенного кодекса таможенная «война» с челноками не была закончена. 1 ноября 2005 г. представители ФТС России сообщили, что им удалось согласовать с Минфином России, Минэкономразвития России и Министерством по антимонопольной политике новые нормы беспошлинного ввоза товаров, новый Лимит.
Стало ясно, что таможенный комитет будет стараться вводить все новые и новые ограничения, а «челноки» будут придумывать новые ухищрения для того, чтобы их обойти. Стало ясно, что знаменитая фраза Виктора Черномырдина «хотели как лучше, а получилось как всегда» обрела свое полное значение. Стало ясно, что Постановление 1993 привело к формированию коррупции, рэкета, таможенных откатов, оказало влияние на структуру занятости населения. Достаточно было открыть страницу бесплатных объявлений в местной газете и найти раздел «Биржа труда», где несколько столбцов было занято объявлениями предлагающих себя в качестве «пассажира в Финляндию».
Красивая сказка
«Осень 2004 года. Дождь. Татьяна Бакальчук, преподаватель английского, через всю Москву едет на общественном транспорте — метро, автобус, 10 минут пешком — за очередной 20‑килограммовой посылкой с одеждой…» Так начинается первый подробный текст о Wildberries.
Приход интернета и курьерской экспресс почты
В сентябре 1997‑го произошло поворотное событие в развитии интернет-коммуникаций России — зарегистрирована поисковая система «Яндекс».
Рынок экспресс-перевозок как вида услуг начал свое формирование в 1990‑х годах, с момента, когда Почта России создала дочернюю компанию ЕМС Гарантпост и стала ее крупнейшим акционером.
Никто еще не говорит об исчезновении магазинов с улиц, однако тенденция очевидна — онлайн-торговля набирает обороты.
2013 г. Топ-5 магазинов одежды, обуви и аксессуаров в России входят: Wildberries.ru, Lamoda.ru, Quelle.ru, Butik.ru и Ozon.ru (существует на рынке с 1998 г.).
С 2013 по 2022 г. «Челнок» и каталожная торговля канули в прошлое. Но стали процветать «серые» схемы через Харгоз, Бишкек и Турцию. Коммерсанты завозят оптовые партии под разными схемами, под разной «крышей».
Развитие электронной торговли 2020 г
Первым шагом было выделение в Таможенном кодексе Союза отдельного администрирования товаров электронной торговли. Вторым — введение института операторов электронной торговли.
Это новая история, эксперимент, который с 2016–2017 года проводится в Российской Федерации на базе ФТС России и Почты России, когда Почта России выступает в роли такого оператора. Фактически она обеспечивает доставку товара и таможенное декларирование, берет на себя обязательства уплаты платежей, естественно, от имени и по поручению физического лица. Такая практика хороша тем, что таможенные органы получают единое окно по взаимодействию с неким ответственным лицом.
Объемы большие. Для приблизительного понимания, один гражданин Российской Федерации в среднем делает две покупки в год на иностранных интернет-площадках. Естественно, таможенным органам тяжело работать с таким объемом обращений по вопросами декларирования, поэтому пилотная история института операторов электронной торговли — это история упрощения взаимодействия с таможенными органами.
«Взаимодействие с физическими лицами, как покупателями товаров в зарубежных интернет-магазинах. Это наш самый массовый сегмент, потому что сегодня несколько десятков миллионов людей в стране получают посылки, пересекающие таможенную границу. В „Стратегии развития таможенной службы до 2030 г.“ есть отдельный раздел по регулированию интернет-торговли. Это относительно новый вид торговли в мире, и стройной системы ее администрирования пока не создано. Мы совместно с Минфином и другими ведомствами разработали и предложили на рассмотрение Евразийской экономической комиссии концепцию регулирования электронной торговли, и она обсуждалась в рамках Евразийского межправительственного совета ЕАЭС в Ереване 9 октября 2020».
Подобная концепция уже была проработана на площадке Всемирной таможенной организации. Там выпущены рамочные стандарты регулирования интернет-торговли, где прописан перечень требований для отслеживания и получения данных с площадки о реальной цене товаров, чтобы правильно рассчитать пошлину.
Главный таможенник России признает необходимость оплаты физлицом пошлины.
Лимита — это когда мы живем, работаем и создаем регулирование по законам Лимиты. Лимита — это когда 30 лет используют постановление для «челноков» с целью создания массы контролирующих органов. Тысячи чиновников, сообществ, экспертов, обсуждают институциональные надстройки, создают ведомства, органы и армии чиновников. Годами, десятилетиями работают чтобы не создавать, а препятствовать, контролировать и распределять.
Эта история развития и проявлений одного Постановления, созданного для «челноков» и перекупщиков. «Челнок» купил в Турции шубу, заплатил пошлину (за превышение лимита), продал за наличные на базаре. Сделал из этого бизнес, получил прибыль, съездил в Турцию еще много раз, открыл магазин…
Но онлайн-торговля — это потребитель, купивший товар для себя, а не для перепродажи. Миллионы граждан покупают товары широкого потребления по всему миру. Здесь не применим принцип пошлины, а может быть применим только принцип налога с покупки. Если говорить о налоге с продажи, это обуславливает физическое наличие продавца на территории налогообложения.
В конце концов, государства постепенно приходят к идеи налога с любой онлайн-покупки, но идут обходными путями. Готовятся поправки в Договор о Союзе по принципам технического регулирования.
С 1 января 2022 года в Казахстане началось администрирование «налога на Google» или «закона о приземлении» — иностранная компания должна пройти регистрацию в РК в качестве налогоплательщика. Это значит, что товары, заказываемые из-за рубежа, будут облагаться 12-процентным НДС. Цифровой налог введут для иностранных компаний, продающих казахстанцам товары и цифровые услуги через сайты и электронные сервисы.
В Минфине ранее заявляли, что физических лиц новый налог не коснется, однако некоторые казахстанцы уверены, что иностранные компании не захотят терять часть прибыли в Казахстане и заложат 12‑процентный налог в стоимость товара или электронной услуги. Рано или поздно налогом будут облагаться практически все товары, приобретаемые на зарубежных сайтах.
Так может все-таки возможен налог с интернет-покупки? Здесь открывается обратная сторона медали — рост экспорта из стран Таможенного союза. По каким критериям таможенная служба пропускает товар, проданный на площадке eBay в России? Если гражданин Союза продал товар на eBay.ru клиенту из США, с 01.06.2021 eBay.ru автоматически взимает налог штата покупателя. Например, при такой покупке житель Флориды оплачивает 7% налога. По логике, при покупке на eBay в США, житель Таможенного союза должен оплатить НДС в размере 15–12% соответственно. Применим ли юридически НДС в данном случае?
Любая онлайн-покупка — это транзакция. Сегодня покупки, в том числе за рубежом, легко отслеживаются банками, которые могут регулировать налогообложение в зависимости от того, где совершается покупка. Полномочия таможенной службы сужаются, пропадает необходимость в создании дополнительных комитетов, принятии указов и решений о лимите, а соответственно уменьшаются возможности для развития коррупционных схем.