ЗАДЫХАЮЩИЙСЯ АЛМАТЫ
Смог, инверсия, сравнения и решенияЧТО ИМЕННО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ СМОГА НАД АЛМАТЫ?
Безусловно, это следствие взаимосвязанных природных и антропогенных факторов, основные из которых:
- Автотранспорт.
- ТЭЦ-2, которая использует высокозольный уголь, который в основном выбрасывается в атмосферу не сгорая. Ежегодно на Алматинской ТЭЦ-2 сжигается 2 млн тонн угля и образуется около 1 млн тонн золы. Осложняет ситуацию отсутствие многоступенчатых систем очистки. Подробней — на tengrinews.kz
- Неконтролируемая застройка и изменение городского ландшафта, в свою очередь, также усложняют поток воздуха и розу ветров. Да и преобладающий степной ветер приносит пыль.
- Географическое положение города. Выраженная инверсия создает ловушку для смога и удерживает его локально в высокой концентрации.
Выраженная инверсия создает ловушку для смога и удерживает его локально в высокой концентрации.
Все, кроме данного аспекта, посильно изменить пусть даже небыстрой, но методичной и целенаправленной системной работой по улучшению экологии региона.
Посмотрев на фото Алматы зимой, ужасаешься от черноты и кажется, что ситуация безвыходная.
Ни у кого не возникает сомнений о влиянии черной смеси алматинского воздуха на здоровье жителей.
Самыми распространенными респираторными заболеваниями являются бронхит, пневмония, хроническое обструктивное заболевание легких (ХОБЛ), бронхиальная астма. Основные причины данных недугов — грязный воздух и инфекции.
Болезни органов дыхания по общей заболеваемости на 100 тысяч населения составили в Алматы:
- В 2016 г. — 36 728 чел.
- В 2017 г. — 34 720 чел.
- Прогноз на 2018 г. — 35 890 чел.
То есть 36% алматинцев имеют те или иные болезни дыхательных путей.
В 2018 году среднегодовое содержание мелкодисперсных частиц РМ 2.5 в воздухе Алматы, по данным сайта airkaz.org, составило 58 мкг/м³. Предельно допустимая концентрация (ПДК), согласно нормам ВОЗ, — 10 мкг/м³.
Превышение почти в 6 раз!
Концентрация частиц РМ 10 в 2015–2017 гг. в южной столице была 82 мкг/м³ — в 4,1 раза выше норм ВОЗ!
Подробнее ознакомиться со статьей и приведенными в ней данными можно на сайте Inform Buro.
Действия правительства
Правительство, и акимат Алматы в частности, проблему не отрицают, но и серьезных мер не принимают. Согласно проекту Jasyl Almaty, в течение трех лет планируется посадить в городе миллион деревьев. Эффективность этой меры вызывает у экоактивистов и экологов сомнения. Опыт других стран показал провальность такого решения. Подробнее — на inbusiness.kz
Министерством экологии, геологии и природных ресурсов в рамках реализации концепции «слышащего государства» рассмотрены экологические проблемы и пути их решения с общественностью, особенно с экоактивистами всех регионов. По результатам обсуждения вопросов с общественностью, акиматами и природопользователями разработаны 17 Дорожных карт. Всего предусмотрено 485 мероприятий. В 2021 г. было запланировано проведение 95-ти. В первом квартале 2021 г. запланировано 70 мероприятий, из них было проведено 42 и не реализовано 28.
«К 2025 году реализация Дорожных карт позволит в десяти городах снизить индекс загрязнения атмосферы
с высокого на средний, что будет способствовать улучшению состояния атмосферного воздуха», — проинформировал М. Мирзагалиев. Подробнее — наe‑cis.info. По словам министра, в Алматы необходимо ускорить реализацию проекта по модернизации ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. В свою очередь, акимату надлежит провести работу по переводу общественного транспорта на газ и исследованию ветрового режима с последующим внесением корректировок в генеральный план.
Помимо этого возникает вопрос. Отчего только Астана (хорошо, Нур-султан) удостоилась чести иметь исключительно электрические автобусы, почему не Алматы?
Безусловно, работы непочатый край и нужны высококвалифицированные неравнодушные к проблеме специалисты, а также неравнодушные управители города, готовые идти на реформы и исправление печальной ситуации в Алматы.
ПОЧЕМУ БЫ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ОПЫТОМ КАЛИФОРНИИ?
Проблема в Лос-Анджелесе была очень схожей с алматинской и по техногенным параметрам, и по природным.
Но американцам удалось справиться с загрязнением и стабилизировать ситуацию.
Лос-Анджелес, как и Алматы, географически находится в «чаше». Большая часть его выбросов происходит от транспортных средств и он также подвержен температурным инверсиям.
Возникшие в Лос-Анджелесе в 1943 г. первые проявления смога, вызывающего тошноту, подтолкнули общественность к созданию профсоюзов для формирования идей по защите окружающей среды.
В 1947 г. был сформирован Департамент по контролю за загрязнением воздуха округа Лос-Анджелес — первый подобный орган в стране. Департамент контролировал явных виновников, вроде электростанций и нефтеперерабатывающих заводов, но смог все же сохранялся.
В 1950 г. виновником смога был установлен и окончательно объявлен автомобиль.
На сегодняшний день в Калифорнии обязателен ежегодный техосмотр на выхлопы для автомобилей старше 7 лет и сбор 25$ на уменьшение смога.
Лос-Анджелес сегодня
Правительству Калифорнии удалось стимулировать экономический рост в тандеме с сокращением выбросов. Законопроект 32 Ассамблеи (Assembly Bill 32) от 2006 г. поставил цель снизить к 2020 г. выбросы парниковых газов до уровня 1990 г. и эта цель была успешно достигнута уже к 2016 г.
Основные меры были направлены на замещение некоторых видов транспорта на более экологичные: велосипеды, скутеры, совместное использование автомобилей (car sharing), увеличение рынка электромобилей, в том числе замена школьных автобусов на электрические, и вынос предприятий за черту города. В настоящий момент при покупке нового электрического авто штат компенсирует до 7 000$.
Таким образом Калифорнию можно назвать лидером инициатив по борьбе с изменением климата. Продолжается проведение саммитов, на которых обсуждаются и принимаются действенные меры для улучшения экологии региона. Вдохновляет!
Сегодня жители Лос-Анджелеса живут более комфортно не только благодаря тому, что их предшественники действовали быстро и грамотно, но и потому, что они продолжают начатую инициативу по заботе об окружающей среде.
Пойдет ли этим путем Алматы?
Лос-Анджелес до создания агентства по охране окружающей среды (EPA)